Рынок спортивного питания в РФ развивается вслед за сетями фитнес-клубов, и его годовые обороты достигают 20 млн долларов при росте в 20%, отмечают эксперты, при этом оговариваясь, что любые оценки относительны, ведь на 70% рынок находится в тени.
Рынок спортивных клиник пусть и развивается куда медленнее, но является прозрачным. Вероятно, потому что он рассчитан, главным образом, на профессионалов и находится по большей части под контролем государства.
"В основном спортивной травмой занимаются на кафедрах. Наиболее значим в этом отношении Центральный институт травматологии и ортопедии, поскольку отделение спортивной и балетной травмы здесь организовано еще в 1962г. Зоей Сергеевной Мироновой", - объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" профессор, заслуженный врач России Анатолий Орлецкий.
Тем не менее, частные спортивные клиники есть, хотя их можно сосчитать по пальцам. Гендиректору компании Firex Николаю Вишняку известна даже одна иностранная: "Эти клиники финансируются в меньшей степени за счет спонсоров и в большей - за счет пациентов. По-другому бывает очень редко". По словам доктора медицинских наук, профессора Университета дружбы народов Андрея Королева, всего в России не более 10 клиник спортивной травмы.
Но если с клиниками дела обстоят сносно (ключевая проблема - это отсутствие школы подготовки кадров), на рынке спортивного питания, по словам Н.Вишняка, "катастрофа".
"На рынке - абсолютная катастрофа. Трудно найти фитнес-центр, в котором не было бы того или иного магазина спортивного питания, - говорит специалист. - Но рынок на 70% серый. Лишь в последние год-два начинают открываться представительства настоящих производителей: американских, немецких, голландских, и китайских, наверняка, тоже".
"Черный" импорт тем временем идет из Польши, Израиля, Испании и даже Белоруссии, отмечают участники рынка. Причем экономия на налогах, пошлинах, сертификации позволяет импортерам в итоге выбрасывать товар на российский рынок по демпинговым ценам. А качество контрафакта не всегда гарантировано.
При этом потребители предпочитают именно иностранный продукт. По данным опросов "Бизнес-рейтинг", только 13% респондентов в Москве выбрали отечественные марки. Когда в компании "ЕАМ спорт сервис" считают, что российские марки как раз лучше - соотношение "цена/качество" позволяет российским препаратам выигрывать конкуренцию, но мешает низкопоклонство.
Любопытно при этом, что, по данным другого опроса, проведенного сайтом fitness-online, 54% респондентов считают прием спортивного питания принципиально вредным для здоровья.
Этим цифрам противоречит упомянутый выше опрос компании "Бизнес-рейтинг", согласно которому регулярно употребляют спортивное питание 58% москвичей, от случая к случаю - 27%, в период подготовки к соревнованиям - 12% опрошенных посетителей фитнес-клубов столицы. Главные "едоки" спортивного питания - мужчины, их доля 78%. Увлечение спортивным питанием, как правило, связано с молодостью: 52% опрошенных - потребители до 25 лет.
Без спортивного питания даже любительский спорт сегодня уже невозможен, объяснят любому посетителю выставки NUTRASPORT