Несколько лет назад основным составляющим соцпакета работника был абонемент в фитнес-клуб: работодатель заботился о внешнем виде своих сотрудников. Как известно, в связи с мировым финансовым кризисом в 2008 году большинство российских компаний, а если точно, то треть, урезали или вовсе отменили компенсационный пакет. Как обстоят дела сейчас?
Получают ли работники «прививку» здорового образа жизни за счет работодателя или за хорошее самочувствие приходится платить из своего кармана?
Хорошая новость: сегодня предприятия не только не ограничиваются предложением соцпакета, куда входит оплата полиса добровольного медицинского страхования или скидки на корпоративное членство в фитнес-клубы, но и вовсю ведут активную борьбу с сидячим образом жизни, который стал врагом №1 офисных служащих и бичом современного человека.
Что это за меры? Насколько они затратны, готов ли работодатель платить? Есть ли альтернативы для тех, кто пока не может позволить дорогостоящих вложений в персонал?
Изучение форумов HR-директоров показало, что многие компании реально ставят перед собой задачу оздоровления работников и воспитания у них осознанного и ответственного отношения к своему здоровью. Самыми распространенными способами ее решения на сегодня является предоставление сотрудникам льготного посещения фитнес-центров и медицинской страховки. Некоторые работодатели кроме того пропагандируют здоровый образ жизни среди своих сотрудников и проводят «витаминные дни», ведут борьбу с курением (выплачивают некурящим дополнительные премии, продлевают рабочий день курильщикам на количество их перекуров, оплачивают часть расходов, если сотрудник покупает здоровый обед — суп, салат, проводят спортивные мероприятия, корпоративные выезды на природу, устраивают дни здоровья.
Другие продвинутые в этом смысле компании, как например, ABBYY, оборудовали в офисе два зала для физических упражнений: один — с тренажерами, другой — танцкласс, где занимаются йогой, аэробикой, танцами, есть душевые, раздевалки, а также небольшая зона отдыха со шведской стенкой. В российском офисе Google поставлены столы для пинг-понга, в издательстве «Мозаика-Синтез» — степперы в коридорах. По словам HR-директора компании ОАО «ВымпелКом», в региональных представительствах у них есть сотрудники, которые сами ведут здоровый образ жизни и привлекают к этому своих коллег: где-то проводят городские спартакиады, где-то — турниры по волейболу, футболу, рафтингу.
Но это скорее исключения, ведь в большинстве своем в крупных городах, таких, как Москва, есть и крохотные компании, где работодатель не готов оплачивать ни фитнес-клуб, ни даже стол для пинг-понга. В таких компаниях понятия «здоровый образ жизни» и «работа» почти несовместимы. Восьмичасовой рабочий день за компьютером, перекусы и более частые коллективные перекуры, что актуально более чем для 65% населения, нерегулярное питание или вовсе Fast Food, совсем не способствуют укреплению здоровья. Извечный русский вопрос: что делать, если с одной стороны руководитель и рад бы помочь работникам, да средств нет, или с другой пока еще не задумался о здоровье сотрудников?
«Выход и для таких компаний есть» — считает Сергей Русаков, руководитель «
«Я решил пойти дальше и предложить такую услугу на практике. Квалифицированный фитнес-тренер выезжает в офисы и предлагает сотрудникам проделать некий набор упражнений. Аналогов данной услуги в России не существует».
Да, это не полноценная часовая тренировка в фитнес-клубе. С помощью таких разминок нельзя похудеть, нарастить мышцы, решить индивидуальную проблему, но об этом нет и речи! Такого рода фитнес-паузы — а это 15-минутный перерыв, за время которого работники компании, не меняя парадной одежды, разомнут затекшие спины, уставшие суставы, растянутся и взбодрятся, — здорово сплотит коллектив, поднимет настроение и боевой дух в офисе, желание полноценно работать до конца дня — вот ее цель. Дать заряд бодрости, улучшив кровообращение.
Что представляет собой офисная фитнес-зарядка?
В фитнес-разминку входит не так много упражнений, так как она не предполагает последующего принятие душа, и они предельно просты. Вначале — круговые движения головой, чтобы размять шею. Далее проводятся упражнения на все мышечные группы: ноги, грудную клетки, мышцы спины, бицепсы, трицепсы, и суставы, которых у нас всего 6: голеностопный, коленный, тазобедренный, плечевой, локтевой, лучезапястный. Выполняются упражнения стоя, редко — сидя.
«Основная цель зарядки в офисе — дать возможность людям, ведущим малоподвижный образ жизни, не имеющим возможность посещать фитнес-клубы, нормализовать кровообращение в позвоночнике и суставах. А если такого рода разминки проходят под руководством грамотного тренера, это вдвойне продуктивнее». Это не альтернатива тренировке в фитнес-клубе! Это другой вид активности. Кстати, по словам Сергея, и родилась она, как некое подобие производственной гимнастики, популярной в 70-80 гг.
Утренняя гимнастика в СССР была неотъемлемой частью советской жизни. По радио, по телевидению транслировали записи, призывающие граждан делать зарядку. Зародилась она, кстати, в 30-е годы, а в 70-е годы стала регулярной. Мы просыпались под звуки «Утренней зарядки для детей» в 07:10, а родители в 11:00 отдавались «Производственной гимнастике».
Насколько популярная услуга фитнес-зарядки на рынке?
Фитнес-зарядка только приживается на рынке: за полгода было менее 10 выездов. Пока немного руководителей знает о ней и готовы к появлению её в своих офисах. А те, кто знают, относятся к ней с недоверием, очевидно, как и к другим инновационным проектам, которые связаны с фитнесом и появляются у нас в стране. Многие наши руководители стараются работать по старинке, не уделяя внимание здоровью своих сотрудников.
Другая возможная причина в том, что не все руководители готовы платить. Стоимость одного выезда тренера для проведения 15-минутной фитнес-заряки составляет около $80. Ограничений по площади проведения не существует. В качестве подручных средств могут пригодиться стулья и рабочие столы, но часто бывает, что никаких подручных средств не надо. Только желание и 15 минут свободного времени.
Один из самых распространенных вопросов, который возникает у руководители компаний, где проводилась фитнес-зарядка, — зачем нужно постоянно вызывать фитнес-тренера, если можно 1 раз посмотреть, и дальше самостоятельно выполнять? Ответ простой: людей необходимо организовать! Самостоятельно выполнять можно, но отчего же никто не выполняет?
Прислушаться и присмотреться к данной услуге должны руководители предприятий, ведь компания, которой хочется иметь привлекательный HR-бренд, должна включить в спектр своих обязанностей действия, направленные на заботу о здоровье своих сотрудников.
Какие бы прогрессивные шаги не делал руководитель, проявляя заботу о персонале, без формирования всеобщей культуры здорового образа жизни — все это разовые случаи. Вопрос совмещения здорового образа жизни и возможности обеспечить себе и близким достойную жизнь выходит за рамки только личной культуры людей и кадрового менеджмента, являясь серьезной проблемой, решать которую нужно на государственном уровне.
Катя Райтер
специально для Onfit.ru