Фитнес-индустрия в России сформировалась как некий гибрид западных фитнес-трендов и уникальной местной культуры фитнеса и спорта. По моему мнению, развитие фитнес-клубов у вас в  стране идет параллельно трендам в Европе и США. Однако в некоторых областях, таких как практика управления, индустрия отстает от Запада на несколько лет.


Но между тем, отмечу, что ряд уникальных программ и особенностей российской фитнес-индустрии не имеет аналогов за рубежом:

- Персональные тренировки по аэробике.
- Танцевальные уроки - как в рамках групповых занятий, так и индивидуальные.
- Настольный теннис в фитнес-клубах.
- Персональные тренировки по боевым искусствам и аналогичные занятия в небольших группах.
- Существенно большее внимание к чистоте и порядку (на Западе, особенно в Штатах, чистота не является таким приоритетом).
- Меньшее стремление к децентрализации в управлении клубами, чем в западных практиках ведения бизнеса.
- Меньший интерес к использованию интернета для обучения, планирования, управления и решения маркетинговых задач.
- Отсутствие в России каких-либо форм сертификации инструкторов, тогда как в США это доминирующая практика, а в Европе она развивается быстрыми темпами.
- Клиенты российских клубов посещают тренировки реже, чем это принято на Западе (например, в клубах World Class и «ФизКульт» средняя посещаемость клуба составляет 52 визита в год, тогда как, по данным IHRSA, в США этот показатель равен 92 в год).

- В России клубы до сих пор продают абонементы на год, хотя на Западе более распространенной формой является большой вступительный взнос и относительно скромные ежемесячные банковские платежи.

Из общих черт фитнес-индустрии в России и на Западе можно отметить:

  • Рост популярности персональных тренировок и занятий в малых группах.
  • Рост популярности функционального тренинга.
  • Цена как способ дифференциации фитнес-клубов.
  • Развитие групповых занятий, например, спиннинга или программ, которые предлагает Les Mills.
  • Виды оборудования в клубах (одни и те же вендоры).

Я занял пост генерального директора «Русской Фитнес Группы» в сентябре 2008 и покинул его в октябре 2010, проработав на этой должности 25 месяцев. Это был прекрасный опыт и компания самого высокого уровня.

Среди достижений моей команды:

  • Децентрализация управления клубами и перенос ответственности за успехи бизнеса на менеджеров клубов.
  • Формирование команды для управления бизнесом, включая создание новой структуры компании, новых должностных инструкций, системы компенсаций, основанной на результативности сотрудников.
  • Внедрение системы мониторинга, предназначенной как для коллектива, так и для клиентов. С помощью этой системы мы регулярно проверяем, насколько клиенты довольны сервисом в клубах, а сотрудники - условиями работы в компании.
  • Разработка системы плановых показателей за неделю, месяц и квартал. Предложенный формат помогает менеджерам клубов и всем сотрудникам сосредоточиться на цифрах, необходимых для достижения успеха. На базе этой системы позднее был создан тренинг для клубов и профессионалов фитнес-индустрии.
  • Внедрение прозрачной системы управления клубами, которая не только разделяет стратегию и цели компании, но также позволяет оценить результаты нашей работы на регулярной основе.
  • Ежегодный рост доходов, несмотря на кризис, улучшение показателя EBITDA и рост оборота денежных средств компании.
  • Системный подход к новым возможностям для бизнеса. Мы рассматривали только те возможности, которые соответствуют нашим инвестиционным стандартам.

Российский рынок, на мой взгляд, заимствует элементы фитнес-индустрии из других стран

На наших глазах выросла конкуренция на основных рынках, особенно сейчас, когда операторы уходят из премиум-сегмента и открывают клубы эконом- и бизнес-класса. Этот сдвиг в сегментировании типичен для взрослеющего рынка. Фитнес-индустрия в России начинает активнее пользоваться интернетом для планирования и маркетинговых целей, но всё еще сильно отстает от тенденций Западной Европы и США. К сожалению, за последние два года основным средством продвижения стал демпинг цен, что зачастую вредит рынку в долгосрочной перспективе. Я заметил, что в России развивается направление «нишевых» клубов (то есть клубов для женщин, студий йоги, танцев и т.д.), и это очень позитивный показатель для индустрии в целом. Я также с удовольствием отмечаю более пристальное внимание к развитию управленческих навыков среди профессионалов индустрии.

Каждому бизнесу необходим Brand Promise

Каждому бизнесу необходим Brand Promise (буквально - обещание бренда), который предельно понятно формулирует уникальное торговое предложение (УТП) бренда. В обязательном порядке нужно выделять часть маркетингового бюджета на то, чтобы продвигать brand promise среди вашей целевой аудитории. Также важно быть уверенным в том, что все ваши сотрудники четко понимают его смысл. Соответственно, часть ваших рекламных и PR-активностей должна быть направлена на то, чтобы обеспечить узнавание и понимание УТП вашего бренда. А все остальное - на продвижение акций и спецпредложений, чтобы стимулировать продажи. Но даже акции и спецпредложения, которые просто подстегивают сиюминутный спрос, все равно должны коррелировать с brand promise, иначе есть опасность уничтожить ценности вашего бренда.

Например, «РФГ» позиционирует себя как глобальный лидер и «обещание бренда» состоит в том, чтобы предоставить самых квалифицированных инструкторов, наиболее уникальные программы и создать среду, которая обеспечит желаемый результат для каждого клиента. При подготовке рекламных имиджей мы делали акцент не на выгодной цене, а на тех элементах, которые отличают наши клубы от всех прочих. К сожалению, во время рецессии мы несколько отошли от этой практики, и негативные результаты не заставили себя ждать. Еще один элемент маркетинговой стратегии «РФГ»  - промоушен уникальных мероприятий и событий, которые призваны объединить клиентов, а именно: фитнес-туры, вручение премии Fitness Awards, Летняя Олимпиада World Class, Международный фестиваль физкультуры и спорта и т.д. Все эти события являются частью нашей маркетинговой активности, но они также говорят потенциальным клиентам о нашей уникальности на рынке фитнес-услуг.

Социальные сети

Социальные сети (Twitter, Facebook, 2nd Life, Linked-In) объединяют людей и обеспечивают почти безграничные возможности для общения. Фитнес-индустрия, в свою очередь, ставит во главу угла персональный подход к клиентам, а также объединяет клиентов и сотрудников в рамках сети или клуба. Мы все знаем, что «сарафанное радио» - лучший способ привлечь новых клиентов, и социальные сети позволяют использовать этот принцип за пределами клуба, объединяя людей и давая им возможность общаться между собой не только в четырех стенах фитнес-клуба. Клубы должны смотреть на социальные сети как на продолжение программы по привлечению друзей и знакомых уже существующих клиентов, в частности с помощью вирусного маркетинга и других подобных инструментов. Не следует забывать и о более плотном общении с действующими клиентами. Второе важное преимущество социальных сетей и интернета в целом - их способность обеспечивать потенциальных покупателей информацией, которая помогает им принимать взвешенные решения о покупке (это уникальное отличие шопинга по-русски). Клубам необходимо использовать различные инструменты интернета, чтобы информировать покупателей о своем brand promise и показывать им наиболее привлекательные стороны клубной жизни. Создавая информацию, которая обучает и добавляет вам привлекательности в глазах потенциальных клиентов, вы также сможете повысить свой рейтинг цитируемости в интернете, поскольку больше людей будет выбирать ваши страницы в социальных сетях.

Я покинул пост генерального директора «РФГ» 3 октября 2010 года. Сейчас заканчиваю работу над двумя книгами, которые выйдут в печать в начале 2011. Кроме того, я вернулся в свой консалтинговый бизнес, который веду с 2005 года. Разумеется, я готов консультировать других российских операторов фитнес-рынка и уже принял предложение поработать в 2011 году с одной компанией в качестве консультанта.

Перевод: Марина Малкова,
Бренд-директор
Onfit.ru

Ты можешь задать вопрос в сообществе Onfit.ru (необходима авторизация)
Также вопросы можно оставлять в комментариях или присылать в редакцию.
В ближайшее время ты обязательно получишь ответ!


Другие материалы с IHRSA 2010:

Видеоинтервью:

IHRSA 2010: Идеи. Новинки. Тренды. Смотрите первый видеорепортаж российских СМИ с X Европейского фитнес-конгресса
Hans Muench, директор IHRSA в Европе. Об европейских тенденциях развития фитнес-индустрии и проблемах в России
Joe Moore, президент&CEO IHRSA. О последствиях мирового экономического кризиса.
Ted Vickey, Член Совета директоров ACE. О фитнес-центре в Белом Доме и тренировках Буша-старшего, Клинтона и Буша-младшего

Фоторепортажи:

Импульс к развитию. Передовые идеи для успешного бизнеса
Русская делегация на IHRSA 2010
. Зачем в Барселону приехали топ-менеджеры из России? Ответ в эксклюзивном репортаже Onfit.ru с X Европейского фитнес-конгресса.
Barselona Health Club Tours
. Экскурсия Onfit.ru по спортивным и оздоровительным клубам Барселоны
Когда речь идет о дизайне - все говорят о клубах Дэвида Бартона
. Уникальные концепты настоящего профессионала.