Один из наиболее известных международных фитнес-брендов World Gym в 2016 году празднует свое 40-летие. В интервью с руководителем сети, директором по развитию сети фитнес-клубов World Gym в России Ольгой Киселевой мы обсудили, как развивался фитнес на протяжении этих лет и что представляет из себя сегодня, куда мы движемся, а также перспективы развития фитнес-индустрии и сети World Gym.
В 2016 году сети World Gym исполнилось 40 лет. Как изменился фитнес за эти годы?
Фитнес зародился в 1960-е годы в Калифорнии и представлял из себя бодибилдерскую историю с красивыми здоровыми мужскими телами и прекрасными голливудскими девушками вокруг них. Если до этого времени данный вид спорта многими не воспринимался серьезно, то 60-70-е годы по праву становятся «золотой эрой» бодибилдинга, им начинают интересоваться звезды, да и сами бодибилдеры приковывают к себе внимание газет и журналов. Именно в этот момент создатель и легенда американского культуризма, Джо Голд, открыл в Калифорнии свой клуб World Gym.
За годы своей истории фитнес сильно изменился. Если раньше основной целевой аудиторией были культуристы, то с течением времени фитнес получил намного более широкое распространение. Сегодня он интересен не только фанатам бодибилдинга и культуризма, но и обычным людям, стремящимся к здоровью и красивой форме. To Be Fit – «Быть в форме» – это та концепция фитнеса, которая сейчас определяет развитие индустрии. Фитнес сегодня – это здоровый образ жизни, тонус, хорошее самочувствие, общение, способность красиво двигаться и хорошо себя ощущать в целом по жизни.
Наша сеть работает на 5 континентах, и за время своей 40-летней истории World Gym внес серьезный вклад в индустрию фитнеса в разных странах – в США, Канаде, Австралии, Тайване, России и многих других.
А что изменилось в самих фитнес-клубах World Gym? Сохраняется ли какая-то преемственность или это уже фитнес-клубы совсем другого формата для другой целевой аудитории?
Безусловно, преемственность сохранилась, потому что история бодибилдинга – это история нашей сети и история развития фитнеса в принципе. Концепция создания в фитнес-зале красивого, пропорционально развитого тела сохраняется, как историческая составляющая бренда World Gym.
Но, естественно, что фитнес-клубы сети World Gym по всему миру в целом и в России в частности ориентированы не только на бодибилдеров. Наша целевая аудитория – это все люди, которым интересен и важен здоровый образ жизни. Мы ориентированы на то, чтобы в наших клубах было интересно и комфортно всем любителям фитнеса – и детям, и молодым семьям, и состоявшимся людям в возрасте 50+, которые сейчас обращают все больше внимания и прикладывают усилий к тому, чтобы чувствовать себя физически активными, красивыми, подтянутыми и включенными в здоровый образ жизни.
Причем сегодня ЗОЖ – это не просто приседание в тренажерном зале со штангой или бег в ближайшем лесу. Философия здорового образа жизни включает в себя множество аспектов – сбалансированное питание, йога, танцы, контроль состояния организма, различные Spa-процедуры, медицинские услуги, специальные занятия для детей и других отдельных целевых аудиторий и так далее. Все это требует особого внимания со стороны фитнес-клубов, и в частности активно реализуется клубами сети World Gym.
Какую миссию сегодня ставят перед собой фитнес-клубы World Gym?
Миссия World Gym звучит красиво и просто: «Изменяя себя, ты изменяешь мир». Основная задача бренда всегда была в том, чтобы помочь человеку меняться и таким образом менять мир вокруг себя. Нам кажется, это очень важная история. Создание такой среды, которая даст возможность нашему члену клуба и развивать себя физически, и более активно включаться в различные возможности, которые сегодня предоставляет окружающий мир, это важная и социально ориентированная направленность нашей деятельности.
В России бренд работает уже более 15 лет. Вы в сети работаете с 2000 года. Как эволюционировала сеть в нашей стране? Когда проще работать было – тогда или сейчас?
Когда мы выходили на рынок, World Gym был одним из 4-5 брендов, которые появились на территории России и, наверное, был первым международным брендом. Естественно, что простота выхода на рынок в 2000 году и сложность в 2016 году очевидны. Конкурентная среда увеличивается, появляется все больше новых клубов, новых сетей, совершенно разного формата. Причем на рынок выходят не только многофункциональные клубы – это тот формат, в котором работает World Gym, но и студийные проекты, а также проекты, направленные на определенные потребности узких целевых аудиторий.
Привлечь аудиторию в 2000 году было легче, хотя бы потому что было меньше предложения на рынке. Но с другой стороны, в начале 2000-х годов наши клиенты просто не представляли себе, что такое многофункциональный фитнес. Вспомните – мы тогда занимались шейпингом в маленьких залах под телевизор, и все понимали, что это такое и как это работает.
А что такое многофункциональный фитнес-клуб, в котором есть и тренажерный зал, и бассейн, и аэробика, и детский клуб, было не очень понятно. Кроме того та бизнес-модель, которую мы предлагали рынку в начале 2000-х годов, тоже была непривычна для наших потенциальных потребителей. Поэтому, конечно, были и преимущества, и сложности выхода на пустой рынок фитнес-услуг.
Сегодня также существуют плюсы и минусы. Рынок более развит, наш потенциальный потребитель понимает, за что он платит деньги, причем осведомленность клиентов подчас выше, чем у некоторых профессионалов отрасли. Это позволяет проще привлекать потребителей в свои фитнес-клубы. Но сложность в том, что большое количество предложений, естественно, затрудняет выбор и возможность привлечения клиента в конкретный клуб.
Необходимо быть крайне конкурентоспособным и внимательно отслеживать все современные и перспективные тренды. World Gym меняется вместе с рынком, гибко подстраиваясь под запросы своих клиентов. Мы активно развиваем сервис, совершенствуем модели обслуживания наших Членов Клубов, стремимся делать все, чтобы клиенты чувствовали себя в клубах World Gym комфортно и знали, что они получают лучшее.
Как на рынок повлиял последний кризис?
Безусловно, некое падение спроса произошло, так как фитнес не является продуктом первой необходимости. Однако в связи с тем, что уровень проникновения в российской фитнес-индустрии низкий (в России фитнесом занимается всего 3% населения, в то время как на Западе – примерно 15-25% в зависимости от страны), отрасль, несмотря на сложные экономические условия, продолжала развиваться и даже показывать прирост. Просто темпы прироста сократились. В 2016 году ситуация более позитивная по сравнению с прошлым годом, мы ожидаем по итогам увеличения темпов роста.
Кризис привел к изменению структуры спроса, усилению запросов на таргетированные продукты, заточенные под конкретные цели и интересы клиентов. В качестве примера могу привести появление в клубе «World Gym Стерлитамак» клубных карт «Вахтовик» – для членов клуба, которые два месяца работают, а потом на два месяца уезжают домой. Также мы создаем продукты для клиентов 50+, развивая в том числе программы, направленные не только на фитнес, но и реабилитацию возрастных групп населения. Мы много работаем с детьми, предлагая различные продукты, как в сфере фитнеса, так и раннего развития, творчества, и даже делаем с ребятами школьные домашние задания.
Какие основные тенденции в фитнес-индустрии Вы бы выделили? Куда движется отрасль?
Развитие рынка ведет к увеличению его ёмкости. Чем больше людей узнает про фитнес и начинает им заниматься, тем лучше каждому игроку из данной отрасли. Увеличение числа людей, увлекающихся здоровым образом жизни значительно влияет на востребованность разного рода проектов. Мы сейчас видим несколько тенденций, которые возникают на российском рынке, причем западные рынки их уже прошли. Это рост количества людей, увлекающихся циклическими видами спорта – бегом, триатлоном и так далее. Все это напрямую ведет к увеличению ёмкости рынка.
Кроме того, на данный момент большая часть рынка заполняется бутиковыми проектами – различные студии йоги, пилатеса, зумбы и пр. Они небольшие и специализированы под конкретную целевую аудиторию. Это ведет к сильной сегментации рынка.
Важной и серьезной тенденцией является влияние онлайн коммуникаций. Мы сейчас уже видим стремление многих проектов перейти на онлайн оплату, онлайн запись. Это крайне удобно, так как все мы уже привыкли постоянно пользоваться гаджетами, решать свои задачи мобильно. Во всех остальных индустриях эта тенденция также проявляется, соответственно в той или иной степени получит свое развитие и в фитнесе.
Мы ожидаем, что будет меняться модель предоставления услуг клиентам и бизнес-модель деятельности фитнес-клубов. Многофункциональные клубы будут продолжать существовать. Предположительно, они поделятся на два больших сегмента – Low Cost и клубы, работающие по Old School модели.
При этом Low Cost не стоит рассматривать, как фитнес-клубы эконом-сегмента или «качалки» в полуподвальном помещении. Это современные комфортные клубы, расходная часть которых оптимизирована за счет минимизации количества персонала, большого количества различных систем электронного доступа, а также более гибких пакетов услуг – обычно низкая стоимость членства достигается за счет включения в пакет минимального набора услуг, в то время как дополнительные услуги являются платными.
Сегодня в крупных городах у клиентов большой выбор различных фитнес-клубов и студий. Как привлечь и, главное, удержать клиентов?
Необходимо быть гибкими и клиентоориентированными, слышать своих клиентов. На MIOFF 2016 мы на панельной дискуссии обсуждали и с представителями фитнес-сетей, и с представителями целевых аудиторий, готовы ли клубы работать с любителями циклических видов спорта, предоставляя им особые условия тренировок, специальные пакеты услуг и пр. Оказывается, не все так просто. Многим клубам удобнее работать по инерции, поддерживая то, что уже было когда-то создано.
Рынок меняется быстро, потребитель становится все более разборчивым и осведомленным, он имеет возможность выбора. Мы не можем себе позволить разбрасываться клиентами. Персонализация сервиса в совокупности с максимальной автоматизацией и «мобилизацией» процессов на данный момент должны быть частью стратегии сети фитнес-клубов. World Gym стремится отслеживать все перспективные тенденции и быть в постоянном контакте со своими клиентами, предоставляя то, что нужно именно им.
Какие планы по развитию у сети World Gym в мире и в России?
Планы у нас амбициозные. К 2020 году World Gym должен стать самым распространенным и популярным многофункциональным фитнес-брендом в мире. За 2015-2016 г. сеть World Gym выросла с 210 до 223 Клубов и сегодня представлена на всех континентах. В России мы работаем от Краснодара до Сургута. Планируется, что уже в следующем году общее количество Клубов World Gym составит 250.
В России мы также работаем над новыми проектами. Рассчитываем уже в ближайшие год-два порадовать наших клиентов новыми современными и комфортными Клубами в разных регионах нашей страны.