Статья открывает цикл публикаций про одно из самых необычных боевых искусств мира.
Об истоках возникновения капоэйра и её дальнейшего развития специалисты ведут горячие споры до сих пор. По наиболее распространенной версии, это искусство было создано рабами, вывезенными в Бразилию. Другие историки полагают, что капоэйра была завезена из Африки и уже не претерпевала коренных изменений.
Само слово «капоэйра» (в бразильском произношении – «капуэйра») также не имеет однозначного перевода. Многие исследователи объясняют это название как синоним определения места с низкой травой, где удобно практиковать капоэйру, т.е. «низкая растительность».
Обратимся к истории и постараемся восстановить основные факты зарождения этой загадочной боевой практики.
Капоэйра: выживает сильнейший
В 1500 году, с началом периода колонизации, португальцы вторглись в Бразилию с целью поработить очередную страну. Но собрать колонии из местных индейцев было непросто: они либо быстро погибали в неволе, либо убегали в непроходимые джунгли. Поэтому рабов стали ввозить из других португальских колоний: Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Конго. Появление пришельцев привнесло новый колорит в культуру и традиции Бразилии, что также наложило свой отпечаток на темперамент капоэйра.
Жизнь в заточении не принимали и свободолюбивые африканцы. Многим из них удавалось сбежать, но если для индейцев Бразилия была родной землей, то последним приходилось бороться и учиться выжить. Многие рабы убегали в горы и создавали небольшие сообщества (киломбуш) – поселения со своей социальной и экономической структурой. Именно здесь, внутри таких сообществ, и происходило основное формирование капоэйра, разработка её практик и техник самозащиты. Новый вид борьбы был единственной возможностью отстоять себя и не попадать обратно в неволю. Но периодические ловли португальцев возвращали на плантации наиболее слабых рабов. Так передавались навыки смертоносной борьбы другим невольникам. Страх наказаний вынуждал придумывать новые формы обучения и оттачивания мастерства. Со временем замысловатые уроки стали сопровождаться музыкой, пением, танцами и ритуалами.
Капоэйра: изгнание как победа
Через многие годы Бразилия становится свободной республикой с отменой рабства. Вместе с деревенскими переселенцами капоэйра перебралась в город, где из сугубо африканского искусства превратилась в достояние бедняков. Она всё также применялась как оружие для выживания. Только цели борьбы уже стали иными. Одни капоэйристы создавали криминальные структуры, другие – нанимались политиками в качестве телохранителей. В результате капоэйра стали отождествлять с чем-то запретным и незаконным. Поэтому тот, кто владел ей, рассматривался, как «потенциально опасный», «бандит» и «вор».
С течением времени многие высокопоставленные чиновники стали понимать, что капоэйру можно успешно применять и для достижения государственных целей. Так с 1890-х годов ей стали заниматься влиятельные люди из правительства. Затем президент создал специальное полицейское подразделение.
Но эти меры не увенчались успехом. Поэтому единственной мерой поддержания дисциплины было введение жесткого уголовного кодекса, который гласил, что любой человек, знающий капоэйру, должен быть экспатриирован. Для приведения закона в действие президент назначил самого безжалостного, в истории Бразилии, шефа полиции – Сампайо Фераз. Но скрытые мотивы его назначения были гораздо глубже: он должен был уничтожить капоэйру.
Самое интересно, что Сампайо и сам был отличным капоэйристом. Его подразделения изучали капоэйру, так что они могли противостоять «врагам» на равных. Не встречая серьезного сопротивления, а также благодаря поддержке влиятельных людей, он был близок к выполнению своей миссии. Но противодействие президенту оказывала оппозиция, которая также состояла из сильных бойцов капоэйра. В то время Бразилия готовилась к войне с Парагваем, поэтому ситуация разрешилась сама собой. Победа черной полиции сделала врагов национальными героями.
Капоэйра: новый виток
Практика капоэйра запрещалась ещё до 1920 года. За эти годы она стала менее агрессивной и маскировалась под «народный танец». В тайных убежищах капоэйристы делали все возможное, чтобы сохранить свои традиции, и под видом народного искусства, делали ее более приемлемой для общества. Мастера капоэйры и их самые близкие ученики собирались в секретных местах, для того, чтобы провести «роду». Они старались поддержать древние традиции, развивали не только физическое, но и философское наполнение стиля. Они вели двойную жизнь и имели два имени: одно – для мира капоэйра, другое – для жизни в народе. Эта традиция сохранилась до сих пор, когда во время ритуала посвящения "батизада", ученику дается капоэйристское имя.
Капоэйра: сохраняя главное
В 1930 году Мештре Бимба (Manoel dos Reis Machado), один из наиболее видных мастеров капоэйры, получил приглашение от президента продемонстрировать свое искусство в столице. После успешного выступления, в 1932 году, он получает разрешение правительства на открытие школы капоэйра в Бразилии. Это был первый шаг в массовом признании боевого искусства. Через год издаётся указ о присвоении ей статуса национального спорта.
Капоэйра продолжала развиваться и вскоре распространилась по всему миру. Сегодня она имеет два основных направления – капоэйра Ангола, более медленная, силовая, и капоэйра Режионал – объединяющая в себе более боевые аспекты искусства.
Мештре Бимба стал основателем стиля капоэйра Режионал (Luta Regional Baiana). Стиль был создан в ответ на опасности улиц двадцатых годов и Мештре хотел узаконить боевое искусство, как форму самозащиты, атлетическую игру, улучшающую технику движений и создающую последовательности тренировки. Он систематизировал существующую технику, адаптировал и улучшил систему преподавания, обогатил технику новыми движениями, в частности, элементами из "батуке" – жесткого боя-танца, которому он научился у своего отца.
«Когда вы делаете martelo, бейте собственной ногой до перелома, когда вы кидаете в galopante, бейте собственной рукой до перелома, когда вы бросаете кого-нибудь головой об пол, делайте так, чтобы в цементе осталась дырка...» – Мештре Бимба.
Но Бимба был не один в стремлении развивать капоэйру. Среди тех, кто получил известность во времена мастера Бимбы был мастер Паштинья (Висенте Ферейра Паштинья). Его школа капоэйры Анголы была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется "Ангола", в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов.
Карина Цаликова,
пресс-секретарь Grupo Topazio Capoeira Moscow