Федеральной сети фитнес-клубов «ИКС-ФИТ» в этом году исполнилось 20 лет. Когда-то, в далеком 1991 году, все начиналось с первого в России «Русского теннисного клуба» на севере Москвы. А сегодня «ИКС-ФИТ» - это 26 фитнес-клубов в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани, Севастополе, Воронеже, Нижнем Новгороде, Череповце, Новосибирске, Ростове-на-Дону и даже в канадском городе Торонто!

О том, как удалось компании достичь столь впечатляющих результатов, и какие стратегические планы сформированы на ближайшие годы, беседовали президент «ИКС-ФИТ ГРУПП» Георгий Летунов и главный редактор фитнес-портала Onfit.ru Елена Соколова.

У нас нет секретов!

Георгий Анатольевич, 20 лет - приличный срок для формирования отечественной фитнес-индустрии. Что Вы считаете самым серьезным достижением компании?

 - Во-первых, конечно, количество открытых клубов! В этом плане мы входим в тройку лидеров. Во-вторых, мы накопили огромный опыт работы и понимаем, как строить сеть дальше. Для нас нет темных пятен в стратегии развития. И мы будем расти, открывать новые клубы, совершенствовать продукт и повышать известность бренда. Мы знаем, как это сделать!

В чем же главный секрет успеха «ИКС-ФИТ»?

- Нет никакого секрета. Все стандартные принципы менеджмента давным-давно придуманы. Мы просто им следуем. Может быть, единственное отличие нашей работы от теоретических канонов - это подбор кадров. Мы предпочитаем брать на работу начинающих специалистов, так как они открыты к обучению. Мы даем знания, стимулируем к профессиональному росту и в результате увеличиваем профессиональную ценность своих кадров. Наша компания очень лояльно относится к сотрудникам и мотивирует их к карьерному росту. Это работает.

А как организована работа в регионах?

- Мы применяем две тактики. Одна из них - открытие собственных клубов на арендованных площадях. Вторая - продажа франшиз, которые представлены тремя пакетами. Первый - это «Франшиза лайт». Платить за нее не нужно. Она дает возможность клубу использовать наш бренд и быть представленным на сайте в течение года. У владельца есть возможность решить, нужен ли ему второй пакет - «Франшиза плюс». Она уже является платной, услуг здесь больше, и основной упор делается на обучение персонала. И, наконец, третий вариант сотрудничества - это управление клубом. То есть мы управляем, а финансовые потоки контролирует собственник.

Совпадает ли с прогнозами объем клиентской базы в регионах?

- Скорее да. В одном клубе занимается около 2 000 человек, и 80% клиентов - люди в возрасте от 25 до 40 лет.

Отличная клиентская база. А помогло ли в развитии бизнеса открытие клуба в Канаде, в Торонто?

- Конечно. И, прежде всего, это возможность поработать на «рынке будущего». То, как сегодня развивается бизнес в Канаде, нашей стране еще только предстоит. У нас, конечно, уже упоминают о конкуренции, но на самом деле она минимальна. На Западе все гораздо жестче.

В мегаполисе без фитнеса не выжить

Все знают о том, что реклама - двигатель торговли. Но не все грамотно используют каналы коммуникации. Расскажите, пожалуйста, о том, какие виды рекламы находятся в арсенале одного из лидеров рынка?

- Самые что ни на есть стандартные! Впрочем, основную ставку мы делаем на Интернет - затраты очень небольшие, а охват аудитории огромен. Отдельная тема - социальные сети. Фитнес-клуб ведь не зря так называется - это некое сообщество единомышленников. Сети же - это прекрасная возможность поддержать социальную составляющую, а так же влиять на неё при помощи рекламы.

Почему же тогда большинство фитнес-клубов в своих рекламных сообщениях делают ставку на скидки, специальные предложения, снижение цен?

- Хороший вопрос. Дело в том, что фитнес-клубы используют проверенные слоганы, те, которые точно сработают. Для того, чтобы в рекламе содержался другой мотив к действию нужно изменять взгляды населения. А это огромные рекламные бюджеты, в разы больше, чем при работе с подготовленной аудиторией. Сейчас предложения рассчитаны на людей, которые уже знают, что такое фитнес и зачем необходимо заниматься.

Действительно. В нашей стране пока не сформирована культура здорового и активного образа жизни. Занятия фитнесом не воспринимаются как потребность.

- Именно! Но ведь фитнес неотъемлемый атрибут жизни в мегаполисе. Ведь если ты не занимаешься фитнесом - значит, принимаешь осознанное решение о сокращении длительности своей жизни. К сожалению, не все это понимают.

Какими же методами популяризировать фитнес среди населения? С годами интерес к спорту растет, но куда более медленными темпами, чем, увы, алкогольная зависимость и наркомания.

- Если оперировать такими категориями, как «население», «народ», «нация», то, конечно, у индустрии не хватит ресурсов на такой огромный охват. Пропаганда культуры здоровья под силу только государству - и оно обязательно должно принимать участие! А нашей отрасли необходимо сформировать - не побоюсь этого слова - лобби, которое законными способами будет влиять на государственную политику в области здорового образа жизни. Понаблюдайте. Сейчас практически нет социальных кампаний с государственной поддержкой, которые бы пропагандировали именно «фитнес». А если, допустим, обратиться к опыту США, то там супруга президента является лицом кампании по популяризации фитнес-услуг! Вот это масштаб!

Хотелось бы надеяться, что мы тоже дойдем до такого уровня.

- Необходимо прилагать усилия. Мы с коллегами-конкурентами во время совместных обсуждений уже пришли к выводу, что нужно создавать ассоциацию. И сотрудничать внутри нее - как бы это ни было сложно для компаний, конкурирующих на рынке. Ведь будущее индустрии - за расширением аудитории, которое возможно только при привлечении средств пропаганды.

Рынку нужна пропаганда

Давайте представим: ассоциация создана, государство к ней прислушивается. Ваши предложения о способах воздействия на аудиторию в масштабах страны? Как вовлекать население в занятия фитнесом?

- Тут нет ничего нового - все способы стандартны и укладываются в известный перечень рекламных мероприятий. Например: привлечение селебрити и знаковых персон, наружная реклама, социальная реклама на ТВ. Почему бы не запустить ролик с сообщением «Займись здоровьем - приходи в фитнес-клуб»? Раньше хотя бы можно было услышать «Запишись в спортшколу». Но ведь фитнес - это не спорт, а скорее способ оздоровления и улучшения качества жизни. Но до сих пор это понимают далеко не все. Особенно те, кто воспитывался еще в СССР. Тогда-то как раз очень мощно была представлена пропаганда высоких достижений. К тому же существует путаница в понятиях «спорт» и «фитнес».

Но отношение к фитнесу связано еще и с уровнем дохода. Люди, которые хорошо зарабатывают и хотят подольше наслаждаться жизнью, находят время, чтобы посещать зал.

- Это, кстати, связано не только с увеличением дохода, но и с внедрением в нашу жизнь таких традиционных для западного общества институтов, как страхование жизни и здоровья, ипотека и т.д.. Население начинает осознавать, что важно не только выглядеть привлекательно для противоположного пола, но и быть здоровым, работоспособным, чтобы иметь возможность зарабатывать деньги и содержать семью. Так что появление в нашей жизни подобных финансовых инструментов хорошо «работает» на расширение аудитории фитнес-клубов. Но не так быстро, как это могла бы осуществить более широкая пропаганда.

У фитнес-рынка в России очень высокий потенциал. До каких объёмов может увеличиться индустрия в ближайшие годы?

- Емкость отечественного рынка точно оценить очень сложно - не думаю, что эту задачу сможет осилить хотя бы один эксперт. Потенциал бесспорно огромен. Но он сильно зависит от макроэкономических показателей. Для того чтобы фитнес действительно развивался, рост доходов населения должен совершить скачок на качественно новый уровень. Предыдущий такой переход мы наблюдали в 2007-2008 годах, и индустрия тогда росла сумасшедшими темпами. Это дало соответствующий толчок инвесторам - стали появляться новые клубы - те, которые открылись в прошлом году или открываются сейчас.

Будущее - за универсальными клубами

А в каких направлениях будет развиваться индустрия?

- Основными тенденциями станут увеличение конкуренции и рост предложения по отношению к более медленно растущему спросу. Поэтому малорентабельные компании просто уйдут с рынка или будут поглощены более сильными. Для того чтобы выжить, фитнес-операторы будут принимать как стандартные меры (работа над сервисом и качеством услуг), так и искать дополнительные конкурентные преимущества. Например, займут свою нишу при помощи четкого позиционирования бренда. Хотя повышение качества услуг работает эффективнее.

То есть произойдёт более чёткое сегментирование рынка? Например, известно, что в формате фитнес-клуба танцевальные направления вызывают маленький интерес, а вот студии танца - вполне успешны. Также можно ожидать и появления других нишевых проектов, таких как йога-студии, клубы боевых искусств и прочее?

- Видите ли, упомянутые направления иногда даже трудно связать с фитнесом. Занятия теми же танцами дают другой эффект и результат: с их помощью сложно укрепить сердечно-сосудистую систему, нарастить мышечную массу, укрепить определенную группу мышц. А фитнес может решить все эти специфические задачи и ещё массу других. Поэтому студии будут развиваться, но основными на рынке станут фитнес-клубы универсального формата. Ведь совсем немного людей, которые постоянно посещают танцевальные классы. Практика йоги, допустим, притягивает сильнее, но и адептов у нее меньше. Похожая ситуация и с боевыми искусствами - и так далее. Людям нравится переключать свое внимание на разные виды фитнеса. Поэтому полноформатный клуб всегда выиграет. К тому же, у него и маржинальность выше.

И наконец, последний личный вопрос. Есть ли у Вас время заниматься фитнесом?

- Да, есть. И более того, время для занятий в зале есть у каждого. Жаль, что не все это осознают.

Здорово! Желаю Вам личных успехов и дальнейшего уверенного роста «ИКС-ФИТ ГРУПП».