Об азарте в бизнесе и перспективах российской фитнес-индустрии

С его приходом рекламное сообщение на билбордах Москвы изменилось. Вместо цен теперь приводится другой мотив: «Фитнес с личным тренером!». Привлекает ли такой подход внимание целевой аудитории, что следует предпринять российскому рынку фитнес-услуг, чтобы выйти на более высокую ступень развития, а также какие ближайшие планы по развитию брендов World Class и «ФизКульт» уточняла Елена Соколова, главный редактор Onfit.ru, в беседе с Алексеем Дроботом, новым СЕО компании «Русская Фитнес Группа».

Алексей, Вы пришли с рынка товаров народного потребления (FMCG), который характеризуется высокой долей конкуренции с абсолютно продуманной коммуникационной стратегией и стали руководить сетью фитнес-клубов № 1 в России. Какие недостатки рынка Вы можете отметить? И существуют ли они вообще?

- Я оптимист, поэтому смотрю на любые недочёты с позиции возможностей. Известно, что любая индустрия проходит определённые этапы развития: зарождение, рост, зрелость и спад. Ситуация в фитнесе сводится к тому, что индустрия молодая в мире, молодая в России, и сейчас находится в стадии роста. Именно это меня и притягивает, так как отличается от сформировавшегося рынка, с которым я имел дело ранее. И дальнейшее направление развития, на мой взгляд, прогнозируемо.

Во-первых, в силу усиления конкуренции на рынке будет происходить сегментация и специализация. Такой путь эволюции можно проследить на примере других рынков. Из существующей сегодня в России ситуации - у меня в городе есть фитнес-центр, будут изменения к положению - у меня в районе есть несколько фитнес-центров. И я выбираю конкретный клуб потому, что у него акцент на групповых программах. Соответственно, здесь преобладает молодая аудитория. А другое место не нравится, потому, что там все солидные и взрослые. Мне скучно. Также будут сегментироваться и торговые марки. По мере взросления бренда, возрастает его узнаваемость, понимание его сущности, становятся всё чётче цели и задачи развития. Поэтому спустя некоторое время потребителю понятно, что BMW - это одно, а Ford - другое. Наличие определённых характеристик не означает, что первое - хорошо, а второе - плохо. Разные вещи.

Во-вторых, усилится тематическая ориентация клубов. Возникнут так называемые «клубы по интересам»: бойцовские центры, нишевые проекты по восточным практикам и т.д. Существует большое количество вариантов, куда можно уйти в нишу - их наличие, кстати, позволит множеству компаний остаться на рынке, даже не выдерживая или не желая конкуренции на основном поле.

В результате, будут изменяться и формы коммуникации, произойдёт логичный переход к научному подходу. Этот механизм давно изучен, скорректирован, сделаны выводы. Чем более конкурентен рынок, тем чаще руководители будут корректировать свои действия, тем глубже придётся исследовать новые стимулы и мотивацию клиента. Если посмотреть на зрелые рынки, то видно, что затраты на разработку продукта, маркетинг и коммуникации стали гигантскими. Компании вынуждены всё время играть в эту игру, анализировать и искать более эффективный подход к покупателю.

Индустрия фитнеса, конечно, пока далека от этих процессов. Но на рынке уже есть примеры, когда люди пытаются строить бренды с разными именами, позиционировать компанию, пробуют себя в области коммуникаций - это заслуживает уважения.

Вот именно, что пробуют. Всё в каком-то зачаточном состоянии.

- Это от отсутствия долгосрочной стратегии и, как результат, внимания исключительно к сиюминутным продажам. Стандартный выход из сложившейся ситуации: «Цена! Цена! Цена!». Объяснимо, если это предложение ориентировано на эконом-сегмент. Но когда все клубы, включая премиальные, начинают рекламировать то же самое, то это, на мой взгляд, не совсем правильные действия. Кроме того, истории известны индустрии, пришедшие данным путем к низкому общему качеству продукта для потребителя, нулевой рентабельности и невозможности вложений в дальнейшее развитие для самих игроков этого рынка.

Многие еще прогнозируют усиление роли государства в индустрии - по аналогии с Западом, где есть и пропаганда здорового образа жизни и прецеденты налоговых льгот.

- Это неизбежно. Но чтобы государство услышало голос индустрии фитнеса, нужна некоторая критическая масса. Давайте противопоставим наш рынок табачному лобби - чьи лоббистские возможности выше. Но это вопрос времени: существует демографическая проблема, и улучшение здоровья населения - часть её решения. Обратимся к опыту США: IHRSA на регулярной основе ведет диалог с государством, способствует пропаганде здорового образа жизни, и фитнеса как части такого образа жизни.

Так в том то и парадокс, что существует на рынке понимание в необходимости объединения, а конкретных действий не происходит. Но цифры говорят о другом! По данным ВЦИОМ рост занимающихся фитнесом в 2010 году вырос на 2% и составил 3% от общей численности населения России. Впечатляет!

- Вот видите, рост происходит даже без объединения. Посмотрите на проникновение этой услуги в разных странах - с годами цифры растут. Тоже происходит и в России, и я не вижу оснований, почему этот тренд может измениться. У индустрии - огромный потенциал для дальнейшего развития.

А как Вы думаете, почему иностранные игроки к нам не приходят? В России в основном клубы так сказать местного производства. Почему же иностранные инвестиции не вливаются на этот огромный рынок с огромным потенциалом?

- Отчасти от того, что модель многих игроков на данном этапе нацелена на конвертацию, то есть в стране есть уже рынок, есть понимание услуги у потребителя, и речь идет об отвоевывании доли рынка.  Как мы уже говорили, в России ситуация иная - значительное развитие происходит за счет роста количества занимающихся. Но основное - специфика РФ, наших  законов и налогообложения

С такими доводами сложно не согласиться. Факты очевидны. Алексей, а почему Вы приняли решение о вступлении в должность на таком специфическом рынке как фитнес? Предполагаю, что далеко не каждый менеджер согласится здесь работать.

-  Я не нахожу существенных отличий рынка фитнеса от продажи других услуг. Существует определённая экономическая модель, которая подвергается  анализу и прогнозам в конкретных цифрах. Мне стало интересно: индустрия молодая, она привлекательна в силу потенциала роста. К тому же я работаю с брендами, и мне импонируют и World Class и «ФизКульт». Отмечу, что последний, возможно, даже более интересен, так как бренд молодой и его можно выстраивать в разных направлениях.

Плавно переходя к управлению брендами, хочется уточнить: какие самые значимые события произошли в «Русской Фитнес группе» в 2010 году?

- Как вы помните, я пришёл в конце года, поэтому сделаю поправку, что многие изменения были начаты моим предшественником. Из них на первом месте в итогах то, что наша компания после кризиса продолжает открывать новые клубы.

На втором - подготовка к запуску ряда новых программ (Les Mills, круговая тренировка), а также микс самых популярных классов. Оптимизированный пакет максимально востребован членами наших фитнес-клубов. Это не пустые слова, а данные статистики.

На третье место я бы поставил достижения компании во внутренних бизнес-процессах и командообразовании. 

Алексей, раскройте планы компании на 2011 год?

- Приоритетная задача - увеличение количества новых клубов. Относительно коммуникаций - ждите от нас новые интересные рекламные кампании. Есть желание сделать коммуникацию максимально эффективной - мотивировать людей посещать клубы, ставить и достигать цели, чувствовать себя хорошо. Также членов клубов «ФизКульт» ждет эффективное нововведение - уникальный формат программ - максимум результата за минимальное время.

И в конце отмечу новые технологии, например приложение для iPhone - World Class Fitness. Эта программа позволяет в режиме онлайн просматривать новости клубов, расписание, создавать свой собственный график тренировок. Бета-версия продукта уже вышла и активно применяется членами сети World Class. Очень приятно слышать отзывы о том, как мы упростили клиенту его жизнь.

Представляю, сколько положительной энергии исходит от этих слов благодарности. Ведь главное правило бизнеса, а тем более связанным с предоставлением услуг, - чтобы клиент был доволен. Правильный курс держите! Желаю успехов и покорения новых вершин!

Ты можешь задать вопрос автору в сообществе Onfit.ru (необходима авторизация)
Также вопросы можно оставлять в комментариях или присылать в редакцию.
В ближайшее время ты обязательно получишь ответ!