В очередной статье из цикла публикаций про капоэйру поговорим о такой важной составляющей афро-бразильского боевого искусства, как музыкальные инструменты.

Капоэйра без музыки - не капоэйра. Музыка стимулирует капоэйриста во время поединка, направляет энергию его движений и является неотъемлемой частью игры. Обычно "рода" начинается в медленном темпе, который постепенно ускоряется, набирает ритм, затем снова затихает, и все повторяется снова. В таком ритме заложен особый смысл: энергичный темп заставляет капоэйристов мобилизировать свою концентрацию и силу.

Для восприятия капоэйры в полном объеме необходимо принимать во внимание традиционные ритуалы, ритмы и различные стили игры (жогу). К примеру, при ритме "Ангола" или "Бенгела" капоэйристам нужно скользить по полу, изгибаясь, уклоняясь и пытаясь поймать противника в ловушку. Игрок должен больше контролировать себя и своего партнера, максимально задействовать искусство обмана (малиссии). При ритме "Юна" максимально используются акробатические движения. Наконец, под "Сау Бенту Режионал" партнеры должны двигаться наиболее динамично и быстро.

Вторым значимым компонентом истинной капоэйры является пение. Но пение капоэйриста отличается от привычного для слуха течения слов под звучащую музыку. Песня капоэйры – это импровизация стандартных текстов: боец вставляет название своей группы, имя учителя, либо изменяет текст с учетом того, что в данный момент происходит в роде. Например, когда происходящее принимает дикий и грубый характер, он может спеть: «Quebra Gerebra!» - «Разбей дыню!», чтобы завести соперников. Или же, если кого-то ударили, он может спеть: «O menino choro!» - «Малыш плачет!». Он даже может сочинить свою собственную песню. Поэтому текст ни одной песни нельзя назвать «правильным». Различные области, школы, и даже люди имеют свои собственные тексты одной и той же песни. Так песни обновляются, появляются все более свежие версии, и капоэйра находится в постоянном развитии.

Музыкальные инструменты капоэйра

 

  Беримбау (Berimbao) - по сути это музыкальный лук с резонатором. Этот инструмент задает основной ритм и темп игры в "роде". Тело беримбау (verga) состоит из деревянной палки (бамбук, иногда другие породы), стальной струны (arame), резонатора (cabaca), который изготавливают из высушенной полой тыквы. Звуки извлекаются небольшой деревянной палочкой (baqueta), а для комбинации звуков служит небольшой плоский камень - dobrao. 
Существует 3 вида беримбау, каждый из которых используется со своей целью:
  • Gunga - самый большой и "басистый" из беримбау. Задает главный тон игры;
  • Medina - средний беримбау, является дополняющим к Gunga;
  • Violine - самый звонкий тембр, служит для внесения разнообразия в основной ритм за счет импровизации на основную тему. 
  Атабак (Atabaque) - инструмент африканских шаманов. Ритмы Atabaque схожи с африканскими. Завезен в Бразилию португальцами во время колонизации.
  Пандейро (Pandeiro) - очень похож на традиционный бубен, используемый многими народами, в том числе и африканскими. Ритм пандейро дополняет звучание атабака
  Агого (Agogo) - двойной колокольчик, на котором играют, ударяя металлической палочкой поочередно на каждый из колокольчиков.
  Реку-реку (Reco-Reco) - иногда используется в игре, придавая интересный колорит "оркестру". Представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность - "трещотку", по которой проводят палочкой, извлекая "треск".


Типы песен

 

В капоэйре существуют различные виды песен:

  • Coros - самый распространенный вид коротких песен. В основном, они состоят из припева и нескольких куплетов, которые постоянно чередуются и подвергаются импровизациям. «O Bento Me Chama» является ярким примером песни такого типа.
  • Длинные песни-истории - здесь куплеты имеют уже более фиксированный порядок и описывают различные истории. Например, песня «Marinheiro So».
  • Ladainha. Существует множество песен такого типа, но все они заканчиваются «viva meu Deus, camara», или подобными стихами. Пример тому - «Dente De Ouro». Ладаинья поется в самом начале роды, еще до того, как игроки начинают игру, в это время никто из игроков не должен быть в кругу. Началом игры служит песня Chula.

 

Песни капоэйры, как и большинство песен западно-африканского происхождения, имеют диалоговый характер «вопрос-ответ». Обычно, ведущий певец (регент) заводит песню, пропевая первый куплет. В соответствующий момент вступает хор, и ведущий продолжает песню со вторым куплетом, поддерживая диалоговую структуру песни. Песня создает лирический диалог социального, фольклорного либо задиристого, дразнящего характера, оживляя атмосферу, царящую в роде капоэйры.
 
Длинные, богатые по содержанию поэмы «Quadras» в капоэйре Режионал и Ладаинья в капоэйре Ангола, традиционно поются только при открытии роды, когда игроки, сидя перед беримбау, готовятся к игре. Непосредственно следующая за этим шула (chula) является диалогом с быстрыми вопросами и ответами, и, фразами «vamos embora» или «volta ao mundo», приглашает игроков войти в круг и начать игру.
 
Подобно физическим действиям, происходящим в центре роды, песни капоэйры также имеют свою собственную жизнь, которую не просто переложить в письменную форму. Они растут, изменяются и развиваются взависимости от стиля, настроения и творческого потенциала певца.
 
CORRIDO
 
Mande um abra