В очередной статье из цикла публикаций про капоэйру поговорим о такой важной составляющей афро-бразильского боевого искусства, как музыкальные инструменты.
Капоэйра без музыки - не капоэйра. Музыка стимулирует капоэйриста во время поединка, направляет энергию его движений и является неотъемлемой частью игры. Обычно "рода" начинается в медленном темпе, который постепенно ускоряется, набирает ритм, затем снова затихает, и все повторяется снова. В таком ритме заложен особый смысл: энергичный темп заставляет капоэйристов мобилизировать свою концентрацию и силу.
Для восприятия капоэйры в полном объеме необходимо принимать во внимание традиционные ритуалы, ритмы и различные стили игры (жогу). К примеру, при ритме "Ангола" или "Бенгела" капоэйристам нужно скользить по полу, изгибаясь, уклоняясь и пытаясь поймать противника в ловушку. Игрок должен больше контролировать себя и своего партнера, максимально задействовать искусство обмана (малиссии). При ритме "Юна" максимально используются акробатические движения. Наконец, под "Сау Бенту Режионал" партнеры должны двигаться наиболее динамично и быстро.
Вторым значимым компонентом истинной капоэйры является пение. Но пение капоэйриста отличается от привычного для слуха течения слов под звучащую музыку. Песня капоэйры – это импровизация стандартных текстов: боец вставляет название своей группы, имя учителя, либо изменяет текст с учетом того, что в данный момент происходит в роде. Например, когда происходящее принимает дикий и грубый характер, он может спеть: «Quebra Gerebra!» - «Разбей дыню!», чтобы завести соперников. Или же, если кого-то ударили, он может спеть: «O menino choro!» - «Малыш плачет!». Он даже может сочинить свою собственную песню. Поэтому текст ни одной песни нельзя назвать «правильным». Различные области, школы, и даже люди имеют свои собственные тексты одной и той же песни. Так песни обновляются, появляются все более свежие версии, и капоэйра находится в постоянном развитии.
Музыкальные инструменты капоэйра
Беримбау (Berimbao) - по сути это музыкальный лук с резонатором. Этот инструмент задает основной ритм и темп игры в "роде". Тело беримбау (verga) состоит из деревянной палки (бамбук, иногда другие породы), стальной струны (arame), резонатора (cabaca), который изготавливают из высушенной полой тыквы. Звуки извлекаются небольшой деревянной палочкой (baqueta), а для комбинации звуков служит небольшой плоский камень - dobrao.
Существует 3 вида беримбау, каждый из которых используется со своей целью:
|
|
Атабак (Atabaque) - инструмент африканских шаманов. Ритмы Atabaque схожи с африканскими. Завезен в Бразилию португальцами во время колонизации. | |
Пандейро (Pandeiro) - очень похож на традиционный бубен, используемый многими народами, в том числе и африканскими. Ритм пандейро дополняет звучание атабака | |
Агого (Agogo) - двойной колокольчик, на котором играют, ударяя металлической палочкой поочередно на каждый из колокольчиков. | |
Реку-реку (Reco-Reco) - иногда используется в игре, придавая интересный колорит "оркестру". Представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность - "трещотку", по которой проводят палочкой, извлекая "треск". |
Типы песен
В капоэйре существуют различные виды песен:
- Coros - самый распространенный вид коротких песен. В основном, они состоят из припева и нескольких куплетов, которые постоянно чередуются и подвергаются импровизациям. «O Bento Me Chama» является ярким примером песни такого типа.
- Длинные песни-истории - здесь куплеты имеют уже более фиксированный порядок и описывают различные истории. Например, песня «Marinheiro So».
- Ladainha. Существует множество песен такого типа, но все они заканчиваются «viva meu Deus, camara», или подобными стихами. Пример тому - «Dente De Ouro». Ладаинья поется в самом начале роды, еще до того, как игроки начинают игру, в это время никто из игроков не должен быть в кругу. Началом игры служит песня Chula.