Алексей Колесников, основоположник FMX в России, первый российский мотофристайлер, основатель уникального проекта не имеющего аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом – Red Bull Kolesnikov FMX Factory - летнего лагеря для всех, кто увлекается мотофристайлом и хочет совершенствоваться с этом виде спорта.

Родился 21 июня 1984 года. Проживает в г. Коломна МО.
Рост - 180 см. Вес – 78 кг.
Первый байком был Kawasaki KX80.
На данный момент использует Yamaha YZ250, Yamaha YZ450F.
Первая MX гонка - 1998 год.
Начало карьеры в FMX - 2005 год.
Любимый трюк - Underflip.
Хоби: BMX, мини байк, аквабайк фристайл, сноуборд, коньки, радио управляемые модели, вечеринки

Интересные факты:
Первым в России сделал бэкфлип (сальто назад). Совершил уникальный прыжок на мотоцикле через движущийся 9-тонный КамАЗ. Участник российского тура Nitro Circus. Входит в двадцатку топ-райдеров планеты.

Во всем мире этим спортом занимаются единицы. В России мотофристайлеров можно пересчитать по пальцам. Алексей Колесников, сильнейший российский прорайдер, Чемпион России, участник и призер множества международных фестивалей и чемпионатов по мотофристайлу, FMX-фестов, самый успешный райдер страны, прорайдер команды FMX13. рассказал об особенности этого вида спорта, о трудностях начального этапа, о своих занятии физ.подготовкой фитнесом и о перспективах нашей страны в этом дисциплине. Все ответы в эксклюзивном интервью Кати Райтер для Onfit.ru.

Первые шаги

Корр. Алексей, как Вы пришли во фристайлмотокросс?

АК. Я пришел с этот спорт из классического мотокросса и многдневных гонок эндуро [эндуро-ралли-рейды]. В России мотофристайлом никто до меня не занимался, а мне всегда нравились большие красивые прыжки, я понимал это — мое.

Корр. Алексей, чем Вы увлекались и каким спортом занимались в детстве?

АК. Как и все в детстве начал ездить на обычном велосипеде, потом пересел на BMX. До велосипеда занимался большим теннисом. Всего 2 недели! В секцию меня отдала мама. Сначала мне все это нравилось: мячики отбивать, игровые упражнения выполнять, но через 2 недели, придя домой я бросил на пол ракетку и сказал, что больше туда никогда не пойду. Я поймал себя на мысли, что, даже находясь на тренировке, я думаю, когда же это наконец кончится! Когда я приду домой, сяду на велосипед и поеду. Я все время катался на велосипеде, и днем и ночью, фактически не слезал с него. Сначала я катался на обычном велосипеде, а потом и на BMX.

«Многие удивятся, но я с самого детства понимал, чем хочу заниматься. Я отношусь к категории детей, у которых не было больших метаний по кружкам: не понравился волейбол, пойдем в теннис или хоккей и т.п. Родители пытаются «засунуть» ребенка куда угодно, лишь бы он был при деле. Это не правильно. Если посмотреть на ситуацию в целом, при таком подходе ребенок теряет концентрацию — он не может найти, в чем себя проявить».

Корр. Вот так «просто» катались на BMX?

АК. У меня хорошо получалось и кататься и выполнять трюки. Мне хотелось быть лучшим на BMX и я записался в спортивно-технический клуб в своем городе. Но очень скоро меня посадили на мотоцикл Kawasaki KX 80. Мне было всего 12 лет. Я проехался и понял — это мое. Постепенно набирался опыта. Несколько лет упорных тренировок и я стал пробовать свои силы в молодежных Чемпионатах кубка страны по мотокроссу, традиционных соревнованиях по мотокроссу (с 18 лет) и принимать участие в многодневных эндуро-ралли-рейдах.

Корр. Алексей, поясните, пожалуйста, для наших читателей, что представляет собой дистация в мотокроссе и что особенного в гонках эндуро?

АК. Дистация в мотокроссе — это трасса длиной 40 км (обычно 5 кругов по 8 км), включающая участки с разными поверхностями, которые нужно проходить на время. Также есть прыжки и кроссовая трасса 2-3 км. Цель — показать хорошую синхронизацию, то есть проехать несколько кругов на время, и на отсечке времени быть ни раньше, ни позже. На этих чемпионатах я несколько лет был бронзовым, серебряным, и в 2005-м наконец взял золото.

В гонках эндуро ты едешь по неизвестной трассе, преодолеваешь сотни километров ежедневно при любом состоянии покрытия, в том числе и на откровенном бездорожье. Эндуро-ралли-рейды обычно длятся дней шесть.

Корр. Алексей, почему все-таки именно этот вид спорта?

АК. Во-первых, я с детства понимал, чем хочу заниматься. Во-вторых, я четко понимал, что мне нравятся соревнования по мотокроссу. У нас в городе проводились соревнования, в которых участвовал Сергей Поворов — легенда мотоспорта. Я тоже хотел стать крутым мотоциклистом. Хотел гонять, как «вот эти дяди, которые газуют». С этого момента я шел к своей цели, не сворачивая.

Фристайлмотокросс многие воспринимают как шоу и трюки. На самом деле это серьезный спорт.

Корр. Вернемся в середину двухтысячных. Вы быстро взяли успешный старт в мотокроссе. Не это ли вершина карьеры? Вам же было всего....21 год!

АК. В мото-кроссе и в эндуро можно соревноваться на высочайшем уровне и прогрессировать и после 40 лет. Да, в 2004-2005 я начал настолько хорошо ездить, что меня пригласили в команду по мото. Это означало, что буду получать деньги за свою работу. Я поднялся на новую для себя ступень. Но я решил, что это будет мой последний гоночный сезон. Он мне так и запомнился как первый и последний профессиональный год. После этого свою спортивную карьеру я полностью направил в сторону FMX. И, что удивительно, как только я для себя все решил, меня неожиданно стали приглашать на фотосъемки, появился спонсор по экипировке, мною всерьез заинтересовались как фристайлером.

Корр. Но почему все же FMX? Это зрелищно, но и опасно!

АК. Я катался и участвовал в мотогонках только ради удовольствия, никогда не забывая, что хочу заниматься прыжками и покорением новых трюков. Я верил, что мое призвание все-таки FMX. FMX — это не мотокросс, где райдеры «бьются» команда на команду, а потом завидуют друг другу. FMX зародился как дружеское катание. Ребята устали от гонок, жесткого графика. Райдеры выезжали на free-ride и получили удовольствие. Для удовольствия же и стали пробовать делать трюки. Сама культура экстремальных дисциплин несколько другая. Здесь все как одна семья, все делятся и искренне друг за дружку переживают. Респект от райдеров, когда они видят твой трюк и говорят: «Красава, это было круто!», для меня важнее всех медалей и званий.

Корр. Как Вам удавалось совмещать мотокросс и фристайл?

АК. Хороший вопрос. Невозможно в 2 дисциплинах быть лучшим. Я понял, что пора расставлять приоритеты. Если участвовать в гонках по мотокроссу для удовольствия и драйва, где вполне вероятна травма, то можно не попасть на FMX. А фристайл на тот момент меня уже затянул прочно.

В FMX используются модифицированные мотоциклы для мотокросса, а специальная подвеска устанавливается для более мягкого приземления.

Корр. Вы сделали выбор. Это было страшно и рискованно, ведь в нашей стране фристайлмотокросс не существовал как профессиональный спорт...

АК. Совершенно верно. Первые мои выступления в этой дисциплине проходили на этапах соревнования страны по супер-мото в Москве на Крылатских Холмах и в Зеленограде. Я приезжал на отдельные этапы и показывал трюки. Вся проблема заключалась в том, что до нас еще никто не выполнял подобных прыжков, и никто не знал, как правильно строить подъемник, как настраивать мотоцикл. Я тоже не знал. Мы вместе учились на своих ошибках...

Корр. ...а в других странах это уже был вполне сформировавшийся вид спорта.

О мотофристайле как профессиональном спорте

Корр. А сегодня фристайлмотокросс в нашей стране уже является профессиональным спортом?

АК. Да. Сейчас проводятся и Чемпионат мира, и такие турниры, как X-Fithers и X-Games. В общем, много разных состязаний. Чемпионат мира IFMXF проводится круглый год на самых разных закрытых площадках, в разных странах. Там множество этапов. Все посетить очень сложно, точнее, нереально. Если только не преследуешь цель взять титул.

Корр. А в России какие турниры проходят?

АК. В России проводятся два этапа Чемпионата мира по мотокроссу. В 2012 — в Тольятти, в 2013 — в Пензе и Ярославле. Чемпионат мира включает в себя и Чемпионат Европы, но это одни и те же соревнования, но с разными критериями.

Кроме того в столице и крупных городах проводятся различные ивенты — фестивали, шоу, такие как Nitro Circus и разные контесты (одновременно экстрим-шоу и концерт). При поддержке Москомспорта 7 лет подряд проводится фестиваль экстремального спорта «Прорыв».

Мировые соревнования Redbull X-Fithers — это турнир, в котором участвуют лучшие райдеры планеты, так что даже просто быть приглашенным на них — это уже очень круто. То, что они проводились в России [Redbull FMX X-Fithers сезон 2010, Москва] — доказательство, что FMX в России с каждым годом набирает обороты!

Корр. Есть ли звания в этом виде спорта — мастер спорта по мотофристайлу?

АК. В FMX этого нет. Именно поэтому у меня нет звания мастера спорта международного класса.

Корр. Существуют ли различия в выполнении обязательных элементов в мотофристейле или нет?

АК. На Чемпионате мира есть жесткие критерии. Конечно, различается почерк. Эта дисциплина тем и уникальна. Один и тот же трюк мы можем выполнять по-разному в зависимости от собственных параметров (рост, вес). Один райдер это делает быстро и скованно, а другой с большой амплитудой и легкостью, что может показаться простым трюком.

Первый в истории FMX трюк «бэкфлип» был исполнен Кэрри Хааром в 2000 г. А первый бэкфлип в истории Российского FMX в 2005 г. Алексеем Колесниковым.

Судейство

Корр. По каким же тогда критериям оценивают судьи?

АК. Оценивается сложность трюка, чистота исполнения, задействованность площадки — как ты выбираешь маршрут, какие рампы ты используешь и сколько раз. Также оценивается твоя энергетика на площадке и реакция зрителей. 

В начале становления мотофристайла как спортивной дисциплины судейство райдеров осуществлялось на основе показаний шумомера — прибора, фиксирующего громкость зрительской реакции. Сейчас выработаны более четкие критерии оценки.

Корр. Какое выступление по фристайлмотокроссу Вам больше всего запомнилось?

АК. Это было в 2005 году в г. Зеленограде. Это было мое первое коммерческое выступление. Тогда мы вообще еще понятие не имели как строить рампы и трамплины. Мне пришлось использовать трамплин, который был на трассе по мотокроссу. И естественно, покрытие (земля) была изрезана колеями после гонки. Но все получилось! Зрители меня поддержали, и я выполнил все, что задумал.

Корр. Что самое сложное в этом виде спорта?

АК. Я думаю, что физической сложности ни больше, ни меньше, чем в других видах спорта. Здесь также для спортсмена важна и психологическая подготовка — умение собраться в комок, быть наедине с самим собой. Это есть в любых видах спорта. Вспомните, как Елена Исинбаева готовится к преодолению очередной высоты... Любой другой вид спорта для меня будет сложнее, чем фристайл. Каждому свое... (улыбается).

Корр. Расскажите о трюках, которые делаете только Вы?

АК. Количество трюков в FMX не так велико, как может показаться. Cсуществует около двадцати основных элементов, комбинируя которые, мы задаем свой собственный почерк. У каждого мотоциклиста в арсенале есть оригинальный прием, который оттачивается до совершенства. Трюки, которые кроме меня выполняют немногие, это адрерфлип (вращение в 2 плоскостях), суперфлип и Whip (хлыст).

Корр. И, конечно, бэкфлип?

АК. Бэкфлип, который еще десять лет назад считался почти невыполнимым трюком, сегодня умеет делать каждый серьезный райдер. Сальтом теперь никого не удивишь (смеется)

Корр. Часто приходится быть в разъездах?

АК. Да, приходится много ездить не только в сезон, но и в демо-туры, которые устраиваются в поддержку какого-либо мероприятий, типа Redbull X-fighters Exhibition Tour. Там мы выполняем те же трюки, что и на соревнованиях. Так что демо-туры также даются тяжело. Но с ноября по апрель довольно спокойное время, которое я провожу дома, тренируюсь, держу себя в форме и улаживаю дела со спонсорами...

О спортивной подготовке и фитнесе

Корр. Фристайлмотокросс требует большей физической подготовки, чем мотокросс и эндуро?

АК. Это разные нагрузки. В мотокроссе 60% результата зависит от физической подготовки — бег, приседания со штангой... Выдержать тридцатиминутный заезд очень непросто. В мотофристайле нет такой нагрузка несколько другая. Наше выступление длится 2-3 минут в зависимости от турнира. Но спортивная форма здесь также важна, потому что мы прыгаем, крутимся, приземляемся! В прыжке нужно удержать тяжелый мотоцикл, не сломаться при падении или жестком приземлении...

Корр. Алексей, расскажите, как тренирутесь, какие особенности подготовки для этого спорта? Как тренируетесь в пиковые моменты?

АК. В нашем виде спорта важен накат — мотопрактика. Так что 70% времени подготовки мы тратим на мотоцикл, а 30% — на ОФП. Мы должны быть выносливыми, чтобы выдержать те 2-3 минуты, которые даются на выступление. Мышцы должны быстро реагировать на ситуацию и быть выносливыми. За размерами мы не гонимся. (Смеется)

В основе ОФП циклические тренировки. Много времени тратим на отработку статических упражнений. Работаем со свободными весами. Гантели легкие (5-7 кг), но в максимальном темпе и с большим количеством повторений. Из кардио — бег, плавание, велосипед, лыжи. Я предпочитаю спринтерский бег, тренировки на батуте, занятия в бассейне.

В зимнее время в тренировках преобладает ОФП, а летом, конечно же, мы «накатываем».

Когда ты «накатан», как медвежонок в цирке, то тогда все получается само собой, и физическая подготовка в данном случае становится второстепенной.

При подготовке к соревнованиям я за месяц составляю себе график тренировок — 2 тренировки в день (фитнес и мотоцикл).

Корр. Как настраиваете себе перед соревнованиями?

АК. Это не просто. Иногда бывают проблемы со сном. Порой не могу расслабиться настолько, чтобы все отпустить. Постоянно прогоняю программу в голове... Сейчас в команде у нас есть психолог, который помогает нам справляться с этими проблемами.

Корр. Алексей, а наставники у Вас есть или Вы самостоятельно тренируетесь?

АК. Да, в команде FMX13нас тренирует Родион Гатауллин. Он консультирует по многим дисциплинам, таким как мотофристайл, сноуборд. Также мне помогает Сергей Васильевич Баканов, с которым я начинал еще в велоспорте. Он составлял для меня график по ОФП, включая скоростную выносливость перед Чемпионатами Мира по мотокроссу.

Родион Гатауллин — советский и российский легкоатлет, прыгун с шестом. Заслуженный мастер спорта СССР. Серебряный призёр Олимпийских игр 1988. Рекордсмен мира по прыжкам с шестом в закрытых помещениях. Многократный победитель и призёр советских и российских первенств. Был старшим тренером российской сборной по прыжкам с шестом.

Корр. Алексей, в завершении темы спорта, не могу не спросить, а как его пропагандировать? Что нужно, чтобы молодежь не по домам сидела и «кнопки тыкала», а занималась спортом?

АК. На самом деле пока не будет системы подготовки на уровне «секция — проф.спорт», ничего не поменяется. Прогресса нет, потому что нет школ. Другая причина: у кого-то есть возможность купить мотоцикл, но нет желания, у других — есть желание, но нет возможности.

Корр. Алексей, не скромничайте! Вы же не стали ждать помощи, а со своей командой FMX13 взяли и сделали — открыли летний лагерь Red Bull Kolesnikov FMX Factory!

АК. В 2005 году, когда я начинал, мне не к кому было обратиться за помощью. Сейчас я готов делиться всем, что знаю, с ребятами, которые хотят стать профессиональными райдерами. Единственный ключ к успеху — двигаться вперед и работать, работать! Поверьте: если делаешь то, что любишь больше всего, добьешься больших успехов!

Red Bull Kolesnikov FMX Factory — пятидневный летний лагерь для всех, кто увлекается мотофристайлом и хочет совершенствоваться в этом виде спорта. Лагерь не только помогает уже состоявшимся спортсменам поднять свой уровень, но и позволяет открыть новые имена, новых атлетов, которые будут двигать эту дисциплину в будущем. Лагерь собирает около 40 участников и разных уголков России.

Корр. Целью фестиваля «Прорыв» также является пропаганда экстремальных видов спорта?

АК. Безусловно! Это мероприятие играет важную роль в развитии экстрим-движения в России. С 2006 года я участвую в «Прорыве» ежегодно. На сегодняшний день это единственный регулярный фестиваль экстремальных видом спорта такого масштаба. Я уверен, что среди зрителей есть те, кто будет пробовать либо BMX, мотокросс, скейтборд, ролики. В общем, такие мероприятия «зажигают» интерес.

Зрители могут увидеть все, начиная от роликов, скейтбординга, маунтинбайка, BMX, фристайлмотокросса, снегоходного фристайла, заканчивая мотокроссом. И если кто-то не нашел свою любимую дисциплину, фестиваль поможет определиться с выбором.

Восстановление и питание

Корр. Как Вы восстанавливаете силы после соревнований?

АК. Отдых мне дает русская баня, где привожу мысли и тело в порядок. Мне также сильно помогает смена обстановки. Любому, кто испытывает каждодневные одинаковые нагрузки, хочется смены деятельности. Мы можем «укатываться» так, что белый свет не мил — это называется перекат. Когда перестает получаться, что уже делал, это сигнал, что пора менять активность. Если это зима, я беру сноуборд, если лето — велосипед.

В гонке мотокроссе (40 км) теряешь 3-4 кг!. В любом случает на одном адренилине тратится до 3000 ккал!

Корр. Какие продукты обязательны в Вашем рационе?

АК. Мясо, фрукты, спагетти (в период соревнований) — ничего особенного. Нам, в отличие от других атлетов, нет необходимости подпитывать себя добавками помимо обычного питания. В нашем спорте нужно есть качественную пищу и учитывать объем порций. Я ем все. Но если нет необходимости восполнять калории, я рассчитываю калорийность, не объедаюсь. Обычно всегда следую своему чутью — ем, что хочется.

Немного о личном

Корр. Как предпочитаете проводить свободное время?

АК. У меня все, как и у нормальных людей. по настроению: и вечеринки, и кино, отдых на озере с друзьями

Корр. В компьютерные игры играете?

АК. Редко, но бывает и играю. Предпочитаю, естественно, автомобильные и мотоциклетные гонки. Последний раз играл в Call of Duty 3.

Корр. Какая Вам нравится музыка?

АК. Хип хоп, рок-н-рол, рок, танцевальная, хауз — все стили.

Корр. Ваше хобби?

АК. Радиоуправляемые модели.

Корр. Бывает же желание поваляться на диване?

АК. Конечно!

Корр. Что любите из кино?

АК. Боевики люблю, все части «Форсажа». Мистические триллеры не смотрю, у меня стресса и так хватает. Мне нужно отпустить напряжение.

Корр. Вы снимаетесь в рекламе, привлекают ли Вас в качестве модели?

АК. В качестве модели я пока не снимался, но была одна съемка в Cosmopolitain в одном шлеме (смеется).

Корр. Какие твои самые ближайшие планы?

АК. С апреля начинается сезон, и надо уже работать. Впереди Red Bull X-fighters Exhibition Tour, участие в этапах IFMFX, тренировочные сборы и выставка eicma, в которой я участвую с 2008 года.

Корр. Чем могли бы заниматься в отдаленном будущем или по завершению карьеры?

АК. Я однозначно вижу себя рядом с этим спортом. Считаю, что могу тренировать, помогать подрастающему поколению. Загадывать далеко не хочу, но в целом очень хочется давать молодым спортсменам то, чего не было у меня, когда начинал и, как следствие, способствовать развитию FMX в нашей стране.

Корр. Кто для Вас самый близкий человек?

АК. Моя мама, мои родители. Я им очень благодарен, что в критические для меня периоды, как например, в период восстановления после травм, они не запрещали мне заниматься тем, что я люблю. Когда я после комы очнулся, врач сказал: «Если он восстановится, то будет ездить».

 Катя Райтер
специально для Onfit.ru