Продолжаем цикл публикаций про самое популярное направление афро-бразильского боевого искусства.
В каждой школе капоэйра существует свой, отличный от других, узнаваемый стиль. Описывать различия можно бесконечно, поэтому остановимся на двух основных: Regional (Режионал) и Angola (Ангола).
Angola
Основателем стиля Ангола был мастер Паштинья. За свою жизнь он кем только не побывал: и маляром, и каменщиком, и почтальоном, и даже работал в «игорном доме». Но большую радость ему доставляло учить других людей капоэйра и сохранять тем самым ее древние традиции. Он называл капоэйра «отцом и матерью» всех боевых искусств Бразилии. Большой опыт и достаточный уровень образования позволяли Паштиньи легко и непринужденно вывести капоэйра на новый уровень.
Игровой и ритуальный подход к капоэйра обеспечивал максимальное взаимодействие между участниками. Именно поэтому стиль Ангола обычно сопоставляют с традиционной капоэйрой. Позже от стиля Ангола пошли разветвления: бенгела, июна, миудинью, амазонас, бразильера. Главное различие между этими подстилями: скорость игры и, соответственно, свое, характерное для каждого, музыкальное сопровождение.
Отличительными чертами Ангола являются:
Regional
Этот стиль более стремителен, и, следовательно, зачастую более опасен, чем Ангола.
Основателем стиля Режионал был Мануэл душ Рейш Машаду. Более известный в мире как мастер Бимба. Он стал первым мастером, открывшим официальную школу этого искусства в 1932 году. Мастер Бимба изменил технику преподавания, создав новые комплексы движений и обогатив известную с то время капоэйра движениями из Батуке - жесткого танца-боя, которому он научился у своего отца. Так появился стиль Capoeira Regional (в переводе «местная капоэйра»), в котором боевым аспектам отдается большее предпочтение.
Будучи с самого начала танцем, навеевающим мысли скорее о погроме, чем о хореографии, капоэйра была превращена в поистине сокрушительную технику. Мастер Бимба разработал систему головокружительных сальто, кувырков, ударов ногами, воздушных петель и блоков, предназначенных для того, чтобы нейтрализовать атакующего как можно быстрее и эффективнее. Наследие мастера Бимба и его неповторимый стиль Режионал сейчас известны не только в Бразилии. Тысячи школ в различных уголках мира практикуют подход мастера Бимба, отличающийся оригинальной системой капоэйристкой техники и неукротимостью бойцовского духа.
Стиль Режионал характеризуется:
Каждый начинающий капоэйрист сам выбирает свою школу, а, следовательно, и стиль игры. Но человек, считающий себя хорошим капоэйристом, должен уметь достойно выступить в обоих стилях. Именно поэтому во многих школах в технику преподавания входят оба эти стиля, но одному отдается предпочтение.
Карина Цаликова,
пресс-секретарь Grupo Topazio Capoeira Moscow
Другие статьи из цикла публикаций: