Благодарим за помощь в подготовке материала сеть фитнес-клубов World Gym, клуб World Gym Дубининская
и генерального менеджера клуба Дмитрия Леонтьева лично.

Персональный тренинг. Главная цель тренера — сделать клиента счастливым!Чтобы раскрыть данную тему, стоит вначале задать вопрос, а кто же становится инструктором фитнес-клуба? Кого из инструкторов можно отнести к способным, талантливым, про которых говорят «Тренер с большой буквы»?

Вот тут-то и намечаются две большие проблемы, которые в настоящее время обуславливают следующую кризисную ситуацию — качество специалистов в процентном отношении падает. Специалисты как были, так и остаются, но поскольку неспециалистов становится все больше, то количество специалистов высокого уровня падает. Отсюда — дискредитация персонального тренинга.

Кого мы отнесем к категории специалистов? Менеджеры клубов, супервайзеры направлений отнесут в эту категорию тех, кто имеет высшее физкультурное образование. Однако на выходе у окончивших профильные учебные заведения, такие как Московская академия физической культуры и другие ВУЗы, специфика фитнеса в багаже знаний все равно отсутствует. Тем не менее, многие идут работать в фитнес-клубы. Хорошими специалистами их делает отнюдь не образование, а любовь к телу, физическому развитию и любовь к человеку — клиенту.

Рассмотрим теперь категорию инструкторов, которые не имеют базового высшего физкультурного образования, а окончили курсы, имеют сертификаты и т. д. Как быть с этой категорией, ведь это люди из других специальностей, многие из них не имеют ни малейшего понятия о таких вещах, как адаптивная физическая культура, реабилитация, здоровый образ жизни? 

Собеседник автора данной статьи рассказал, что в 1997 году, когда он подбирал тренера в клуб, он пересмотрел 34 резюме и среди них не встретился ни один соискатель с высшим образованием. Запомнилось одно резюме: человек был сапожник, потом — булочник, и все, что ему осталось в жизни — это попробовать профессию фитнес-инструктора тренажерного зала.

К чему я это рассказываю? К тому, что народ не понимает, что делает. Благие намерения существуют, но курсы,
2-месячные, полугодовые, — это ничто по сравнению с профессией! Ведь не случайно институты выпускают специалистов через 5-6 лет обучения: за короткий срок обучиться невозможно.  Объективно человек не может охватить всю информацию в короткий срок.

Персональный тренер — это такая же профессия, как переводчик или бухгалтер, однако, чтобы быть хорошим бухгалтером или переводчиком надо многому учиться на практике. Слушатели курсов думают так: преподаватели академии — отличные люди, вот отучусь на курсах 2 месяца и буду специалистом.

Существует еще другая проблема: тренеры, которые заканчивали академию и еще какие-либо курсы, пытаются быть инструкторами. Не важно, какой специализации — групповых программ, тренажерного зала, в бассейне, но первое,
что у них стоит перед глазами — деньги. А деньги — это персональный тренинг.

Персональный тренинг. Главная цель тренера — сделать клиента счастливым!

Что получается?

• Есть специалисты, но они не желают совершенствоваться.
• Есть непрофессионалы, но фанаты — одаренные, яркие, желающие получить знания и применять их. (Прочие категории неудачников мы даже не рассматриваем.)

Очевидно, в совокупности и те, и другие составляют львиную долю персонала любого фитнес-клуба. Но что сделает их теми специалистами, к которым в любое время года будет стоять очередь на персональный тренинг?

Важнейшее качество тренера — любовь к людям и желание им помочь. Фактически это истина, которой нигде не учат, но она творит чудеса. А вся технология, которой должен владеть персональный тренер — это абсолютное знание методики и некие хитрости и технические приемы, как обучать. У нас также этому никто не учит, потому что никто учиться не хочет.

Парадокс: люди, которые закончили обучение, не знают, как обучать!

В итоге получается такая картина: клиент, который пришел в клуб со своими фантазиями, которые ему никто не развил или не убедил поменять цель тренировок, 2 месяца промучился в клубе и понял, что лучше пить, курить, еще чем-то заниматься (не важно, чем), потому что фитнес — это не для него. Он стал для себя неудачником. А почему? Потому что тренеры-неудачники не сумели его удержать!

А ведь главная цель тренера — сделать клиента счастливым. Клиент приходит в клуб чаще всего с заблуждениями: я хочу спину, ноги, руки, попу, плоский живот и т. д. Откуда эти мысли? Вообще информационное поле наполнено сказками: лживыми, коммерческими. С грамотным тренером 90% клиентов меняют свою цель, ту, с которой они пришли в клуб, потому что они были полны заблуждений относительно своих целей. С грамотным тренером они должны начать делать правильные вещи: правда не в том, чтобы худеть или растить мышцы, а в том, чтобы менять соотношение жир/мышцы. Увы, эту правду очень сложно донести до клиента.

Неразумность желаний грамотный тренер облекает в правильность намерений. Вот здесь кроется камень преткновения, который загнал нашу индустрию фитнеса в глубокий кризис.

Персональный тренинг. Главная цель тренера — сделать клиента счастливым!

Любой клуб, который проработал более 5 лет, имеет в статистике 70% клиентов, навсегда покинувших клуб. Почему? Разочарование и неудовлетворенность клиентов. В основном виноваты тренеры, если брать шире — менеджмент клубов.

Если бы 70% клиентов оставались приверженцами фитнес-центра, то клубы были бы богатые. Клубы сейчас в панике: мечутся, переманивают туда-сюда клиентов, снижают цены. Что надо делать? На самом деле надо поднимать качество услуг и увеличивать цены!

Однако, как мы уже говорили, нет грамотных тренеров.

По оценкам РОМИР сейчас в России 2500 фитнес-заведений (данные опубликованы 20.03.2012. в «РГ»)

Давайте еще раз обратимся к статистике. Если в клубе 2000 клиентов,
то регулярно ходят только 200 человек. Около 40% ходят 1 раз в месяц
и реже. 2 раза в неделю — 150-200 человек, более 20 раз в месяц — 2-3 человека. В рамках страны в 140 млн. граждан это ничто! Этот факт показывает, что надо заниматься тренерским составом.

Итак, мы подошли к вопросу персонального тренинга с позиции менеджмента клуба. Давайте посмотрим, какие требования предъявляют к инструкторам сами клиенты. И здесь нас поджидает чувство, похожее на разочарование.

Начнем с того, что приобретая карту, покупают не бассейн и не марку тренажеров, а крепкие мускулы и подтянутое тело, то есть, по сути, приходят далеко не растяжку улучшить или попу, живот, спину «сделать», а поднять самооценку.

Давайте зададимся вопросом, кто из оставшихся в клубе 30%, если 70% выбыли, добился поставленной цели? Вероятно те, кто занимается индивидуально с тренером. А это от силы — 10%, в лучшем случае — 15% клиентов. Очевидно, с ними работают те, кто владеет приемами обучения. Но и тут важно уточнить, что клиент также пришел с определенными критериями и требованиями к инструктору — так сказать, он «в теме». Таких — единицы.

Если обратиться к провинции, где кадровый вопрос решается по принципу «красивая девочка/мальчик в хорошей форме», а если еще говорит «вдох-выдох», то вообще — звезда (а по сути — без спецподготовки), а клиент понятия не имеет о качествах, которыми должен обладать фитнес-инструктор, то становится ясно, что клиенты в большинстве своем не требуют от инструктора больше, чем привлекательный внешний вид, присутствия на тренировках, стояния «над душой» или проявления дружелюбия.

Персональный тренинг. Главная цель тренера — сделать клиента счастливым!

А как должно быть?

К примеру, так: если я демонстрирую вам какое-то упражнение — я его делала много лет, а вы — первый раз, и я стою, как телевизор и как обезьяна вам его демонстрирую. Даю какие-то комментарии: руку выше, руку ниже и т. д.
Это правильно? Нет. Ведь получается, что я тренирую себя. В данном случае я как тренер не нужна. Можно включить видео, польза будет больше.

Что я должна сделать? Я работаю с вашим телом, должна заниматься вашим телом. Не с вашими глазами, ушами или мозгом. И если вы что-то делаете в первый раз закономерно неправильно, я должна подойти и поправить. Вообще я не должна сама показывать. Я должна сделать упражнение с вами а) перед зеркалом, или б) быть вашим зеркалом. Эти тонкости, эти нюансы обучения — это и есть высший пилотаж персонального тренинга.

В чем он заключается? В том, что грамотный тренер может научить любого клиента среднего и даже низкого уровня подготовленности базовым движениям за одно занятие. Не потому, что он гений, а потому, что он знает, КАК. Конечно, это знание к инструкторам приходит путем проб и ошибок, путем наблюдения, обучения. И здесь помогает, во-первых, желание знать, и, во-вторых, понимание, зачем клиент пришел в фитнес-клуб. И всяческие извращения в головах наших клиентов, о которых мы говорили, грамотный инструктор призван устранить.

Подробнее о принципах грамотно построенной тренировки, о видах персональных тренировок и самое главное — зачем нужен персональный тренер, мы поговорим в следующей статье. До встречи!

Катя Райтер
специально для Onfit.ru