#1-news_article-8584
Фитнес-клубы в России растут like mushrooms - Фитнес, фитнес клубы Москвы, onfit.ru
Поделиться
нояб
06

Фитнес-клубы в России растут like mushrooms

Пожалуй, на сегодняшний день все, включая маленьких детей, представляют, о чем идет речь, когда слышат слово «фитнес», но еще десять лет назад этого понятия как такового в нашей стране вовсе не существовало. Одной из основоположниц фитнес-индустрии в России стала Лариса Сиднева, которая сейчас занимает должность вице-президента Всероссийской федерации спортивной и оздоровительной аэробики – а потому именно она читает курс об организации работы фитнес-клубов для слушателей специализации «Менеджмент в индустрии красоты и медицинском бизнесе» Государственного университета управления.

Индустрия физической культуры и спорта, неотъемлемой частью которой уже давно является фитнес, как и любая другая индустрия, регламентируется целым рядом документов, нормативных актов и стандартов. Среди множества документов следует выделить четыре – это Международная хартия физического воспитания и спорта, Спортивная хартия Европы, Федеральный закон о физической культуре и спорте в РФ, а также ГОСТ Р 52024-2003.

Первые два документа формулируют общие принципы и цели международных договоренностей в контексте физвоспитания и спорта. На требования Государственного стандарта необходимо опираться в том случае, если вы планируете работать в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг: он устанавливает классификацию услуг, определяет общие требования, методы и нормы контроля. Основополагающим же является федеральный закон, именно на него опираются все, кто так или иначе связан с фитнесом – он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурных организаций и определяет принципы государственной политики в области физической культуры.

Этим документам обязаны следовать абсолютно все спортивные клубы, которые, в свою очередь, являются основой организационного менеджмента физического воспитания и спорта в большинстве стран мира.

Индустрия фитнеса в России в данный момент только начинает развиваться. Об этом говорит и статистика, показывающая соотношение количества фитнес-клубов с численностью населения. Европа с населением порядка 461 млн. человек располагает 32800 клубами, США с населением в 298 млн. человек – 30000. В России же на 143 млн. человек приходится только 2000 клубов. К слову, их количество постоянно растет – неслучайно, американские специалисты используют фразу «like mushrooms», когда оценивают рост количества клубов.

Впрочем, прежде чем начинать работать в этой индустрии, необходимо определиться с тем, что такое фитнес. По словам Ларисы Сидневой, в России нет никакого официального определения слова «фитнес» - есть несколько общепринятых вариантов перевода, но четко утвержденной концепции не существует. В свое время президент США, обеспокоенный состоянием здоровья нации, создал специальный совет, который должен был заниматься решением этой проблемы. Этот совет получил название fitness, которое довольно быстро закрепилось среди населения. Что касается России, то фитнес здесь мыслится как все то, что полезно для здоровья.

Существует несколько видов классификации фитнес-клубов – в зависимости от контингента, от места расположения, от предлагаемых видов спорта, от структуры и так далее. Каждый человек выбирает клуб, наиболее соответствующий своим требованиям, при этом в идеальном случае выбранный клуб должен полностью удовлетворять запросам, но это случается не всегда. Занятия в фитнес-клубе точно также можно классифицировать и, в первую очередь, по формату – это могут быть занятия в группе или с индивидуальным инструктором. Занятия с инструктором, как правило, могут позволить себе хорошо обеспеченные люди – например, в таком формате занимается известная певица Мадонна, которая ежедневно выполняет тысячу упражнений, направленных на укрепление группы брюшных мышц.

Помимо выбора между групповыми и индивидуальными занятиями, хороший фитнес-клуб должен предлагать программы для различных возрастных групп, а также выбор инструкторов, которые будут курировать эти программы. Нередко возникают ситуации, когда человек стесняется заниматься с инструктором-мужчиной или, наоборот, делает выбор в его пользу, считая, что мужчина более требователен, а значит, результат будет достигнут быстрее. Необходимо также учитывать, что есть категория людей, которая приходит в клуб, чтобы очутиться внутри некоего сообщества – соответственно, необходимо устраивать разнообразные соревнования, которые способствовали бы сплочению людей. Как говорит Лариса Сиднева, такая тенденция прослеживается уже довольно давно, и в Европе в связи с этим активно развивается outdoor-направление, которое позволяет время от времени выбираться за пределы стен фитнес-клубов и устраивать занятия на природе – в парках и скверах.

На сегодняшний день в Германии на 1000 человек приходится один фитнес-клуб. Немецкие специалисты считают это соотношение оптимальным (к слову, в нашей стране соотношение население/клуб превосходит немецкое в 10 раз), и при открытии клубов руководствуются несколькими основополагающими принципами. Во-первых, не существует людей, которые не хотят заниматься спортом, но при этом существует плохая организация, способная оттолкнуть людей. Во-вторых, начинающим следует предлагать занятия в самой упрощенной форме, чтобы человек сразу мог почувствовать, что у него что-то получается. В-третьих, должен существовать человек, способный заинтересовать начинающего и привести его в клуб. В-четвертых, путь в фитнесе – это всегда путь двоих – то есть, достигнуть результата не удастся, если между инструктором и спортсменом будет существовать какое-то противоречие. Наконец, как уже было сказано, фитнес-клуб должен подразумевать наличие сообщества.

Говоря о приоритетных направлениях развития фитнес-индустрии, Лариса Сиднева заметила, что российская индустрия должна отказаться от использования дешевого оборудования, акцентировать внимание на увеличении количества кардио-тренажеров и сфокусироваться на основном бизнесе, не отвлекаясь на непрофильные услуги. Кроме того, в самое ближайшее время должна произойти более очевидная сегментация рынка – ситуация, когда 76 процентов клубов принадлежит к премиум-классу, определенно не способствует развитию. Наконец, на российский рынок должны выйти крупные западные сети, в активе которых будут десятилетиями наработанные технологии и квалифицированный менеджмент.

Проблему менеджмента в сфере фитнеса в России на данный момент и вовсе можно назвать ключевой. «Действительно, самое слабое место в нашем фитнесе – недостаток квалифицированных специалистов в составе менеджмента, и на это необходимо обращать самое пристальное внимание», - соглашается Лариса Сиднева. – «В свете этого я рада, что теперь буду принимать самое непосредственное участие в подготовке будущих специалистов в этой сфере. Надеюсь, у нас все получится».

Источник: rma.ru


#8584
06.11.2009
Просмотров (1887)
Чтобы добавить комментарий, необходимо войти в сообщество или зарегистрироваться.